Краудфандинг в России: почему не работает?

Краудфандинг в России не получил должного развития и не стал мощным инструментом для продвижения как на Западе. Этому есть ряд вполне логичных и понятных объяснений учитывающих российскую реальность и ментальность. Как известно, краудфандинг, это независимая поддержка абсолютно незнакомыми людьми вашего проекта, который по каким-то причинам им приглянулся.

Отличия русского краудфандинга от европейского

Ключевым и успешным моментом выступает именно незнакомая и широкая аудитория, которая по крупицам создаёт весомый капитал. В российских реалиях разговор идёт скорее о продвижении конкретного выгодного продукта и определёнными лицами. Иными словами это скорее пиар инвестора, который показывает какой он заинтересованный и хороший. Никто не будет вкладываться туда, где нет возможности в будущем обогатиться или извлечь для себя выгоду. Для большинства инвесторов это способ вложить деньги на перспективу, причём очевидную. Поддерживать же локальные и тем более не массовые проекты никому не интересно. Это главное отличие нашего краудфандинга от западного.

Краудфандинг проекты в России изначально ориентированны на продвижение массовых продуктов, к которым есть априори интерес. Приведу конкретный пример из собственного неудачного опыта. Всем известный ресурс Планета считается по праву крупнейшим и влиятельным в своей области. Там вращаются немалые средства и инвесторы. Это уже автоматически придаёт важности и подразумевает, что все будет как надо. Только вот на деле все выглядит иначе.

Для кого  работает отечественный краудфандинг?

Первое и главное – здесь двигаются исключительно массовые продукты. Если мы говорим про музыку, то это либо попса, рэп, русский говнорок. Не буду перечислять представителей этих направлений, около 70% исполнителей знакомы каждому, кто хоть иногда включает радио и телевизор.

Отсюда вытекает второй момент – всех этих людей уже знают, они вызывают ассоциации и образы, поэтому их поддерживают.

Подавляющее число авторов предлагает потребителю знакомый и штампованный продукт, на который точно будет спрос.

А теперь представьте простую донельзя распространенную ситуацию: молодая группа или музыкант и ещё человек мыслящий нетривиально и пытающийся создать что-то нестандартное и выходящее за рамки восприятия сталкивается сразу же с непониманием. Ваше творение никому не нужно изначально, потому что у него нет сколь маломальской аудитории, способной его оценить и принять. Людям нужны поп идолы, штампы, стереотипы, которые крутятся в замкнутом цикле. Ребята играющие суровый и тяжёлый метал изначально не имеют шансов выйти на высокий уровень используя краудфандинг площадки. Потому что они здесь изгои.

Получается одна интересная закономерность: хочешь быть коммерчески успешным и популярным – делай шаблонный и нацеленный на всех продукт.

Краудфандинг: личный опыт

Метал непопулярен, а его крайние стили и подавно. По этой причине вся по-настоящему тяжёлая музыка остаётся в глубоком андеграунде, а единственно успешным и известным российским метал проектом можно назвать разве что Аркону.

Я попробовал запустить собственную компанию касаемо Асмодеевых крыльев на Планете. Она закончилась абсолютным нулем и минимальным числом просмотров, к чему собственно я был готов изначально. Примерно также обстояла ситуация на ещё одной известной площадке — Круги. Обе эти кампании прошли абсолютно незаметно и не понесли мне ровным счётом ничего. Признаюсь, меня это не сильно задело. Я прекрасно знал что и для кого я играю, поэтому все было довольно понятно с самого начала.

Краудфандинг на примерах

Краудфандинг площадки появлялись с каждым годом: вот только предложить ничего интересно они не могли, т.к. все работают по одним и тем же принципам. Вот некоторые из них:

 

Краудфандинг в России скорее предназначен для филантропов, а не обычных людей, жертвующих безвозмездно. Любой более или менее крупный инвестор рассматривает пожертвование в качестве временной инвестиции и подразумевает возвращение и приумножение вложенного. При таком подходе творческий человек примеряет роль жертвы и заведомо обязанного лица, а инвестор обозначается в качестве спасителя. Это в корне переворачивает суть краудфандинга в его главном понимании.

Почему краудфандинг в России обречен?

Ещё один важный момент касаемо российской реальности – отсутствие креативных и нестандартных авторских проектов. В большинстве случаев успешных коммерчески примеров речь идёт либо об известном исполнителе занимающимся самоплагиатом, либо успешном клоне использующим известные и чужие идеи в собственных интересах. Это окончательно замыкает круг, полностью исключив появление и развитие новых идей.

Причём если сравнивать наиболее перспективные направления, то в России речь идёт про общественно полезные движения (литература, кино, музыка), на Западе большую часть денег собирают проекты развлекательной направленности (видеоигры, виртуальная реальность, софт). Отсюда становится ясно, что там это общественно полезная индустрия, а у нас же удел кучки заинтересованных людей.

Уровень вовлечения западной аудитории в десятки раз превышает российскую. Причём интересен тот факт, что количество постояльцев площадки не превышает 12% от общего числа, т.е. почти все пожертвовавшие – пришлые люди, услышавшие о проекте со стороны и не имеющие изначального интереса.

Проект у которого нет должного маркетингового плана в России и нацеленного продвижения изначально не имеет будущего и сбора. Это значит, что придётся вложить немало сил и денег в старт, что противоречит принципам краудфандинга. Все это выливается в очень маленькую целевую аудиторию и неизвестность предлагаемого продукта, что отталкивает покупателя от вашего контента.

Российский музыкальный краудфандинг представляет собой сырой и неэффективный инструмент, где мерой его полезности будет стартовый вложенный капитал, который не могут себе позволить 80% участников. Это игра для избранных, поэтому здесь всегда будут в основном проигравшие.

Написать мне: