В этом топике я буду говорить о таком немаловажном атрибуте экстремальных форм метала, как scream вокал, происходящего от одноименного английского слова и означающего дословно „крик”. Данный тип вокала широко используется в таких направлениях, как death, doom, black, grindcore и прочих.
Что такое scream вокал?
Этот вид вокала возник в противовес высоким и слащавым голосам так широко используемых в heavy и glam метале. Он придает дополнительную подачу музыкальному треку, озлобляя и завершая общий мрачный образ. Очень сложно говорить о том, кто же первым стал использовать такую манеру пения. На мой взгляд, одним из первопроходцев в этой теме был King Diamond в составе Merciful fate. Хотя эти ребята и играли обычный хеви, музыка их была пропитана темой зла, сатанизмом, негативными эмоциями и чем-то нечеловеческим. Это еще был не совсем тот современный scream вокал, к которому мы все так привыкли, а высокий срывающийся фальцет, или высокий писклявый голос, который собственно и придавал ту неповторимую ауру в конечном миксе.
Сюда же можно отнести и Quorthon’а из Bathory, здесь уже как раз присутствует scream вокал в современной форме. Он пронзителен, агрессивен, трескуч и психологически давит на слушателя. Американская death сцена привнесла, в том числе ощутимый вклад в формирование этой формы вокала. Как говорил Чак Шульдинер: „Нам не нравился слащавый и мелодичный голос а-ля Iron maiden и музыка, которую они играли. Этот вокал не мог выразить те мысли и чувства, которые мы испытывали исполняя нашу музыку. Наша музыка была о смерти, отчаянии, ненависти и потому вокал там должен быть соответствующим”.
Британский grindcore тоже широко использовал scream вокал наряду с гроулингом. Тут в довесок часто добавлялись различные булькающее-свистящие звуки для придания дополнительной атмосферы. Ну, и конечно нельзя не отметить норвежский black, где scream вокал был доведен до апофеоза, и стал основной формой подачи вокального материала в массы. И этот вокал со временем умудрился эволюционировать в еще одну форму – shrink.
Единого стандарта в scream вокале не существует, т.к. он зависит в сильной мере от исполнителя, артикуляции, правильного дыхания и общей подачи. Поэтому он может встречаться в утробной, гортанной, визжащей, лающей форме.В качестве эталонных исполнителей данной формы вокала я могу отметить Hat’а из Gorgoroth на их „Pentagram” (1993). Это просто нереально сокрушающий поток ненависти, злобы и мизантропии. И также отмечу Stefan’а Fiori из Graveworm конца 90-х, его фирменный лающий, раздирающий вокал добавил мне много счастливых минут жизни.