Обратная связь от микрофона в помещении при проведении репетиций или записи вокала – распространенная проблема, с которой сталкиваются многие музыканты и звукорежиссеры. Обратная связь от микрофона возникает, когда звук, принятый микрофоном, поступает обратно к источнику звука, например, к акустической системе и снова возвращается в него в усиленном виде. Это приводит к появлению звуковой петли или feedback, провоцирует неприятное искаженного звука в виде гула, свиста, шума из-за несинхронизированного воспроизведения звука.
Причины возникновения обратной связи
На возникновение обратной связи микрофона оказывает множество причин. Одной из главных причин является недостаточная или неграмотно сделанная звуковая изоляция в помещении, что позволяет звуку проникать в микрофон и создавать обратную связь. Также влияние оказывает неправильная расстановка акустических систем и микрофонов, например, друг напротив друга. Слишком маленький размер репетиционного помещения также создает предпосылки для возникновения обратной связи микрофона ввиду скученности размещения оборудования и быстрого отражения сигнала от поверхностей. Стоит принимать во внимание и низкое качество музыкального оборудования, а также неправильные настройки усилителя, микшера, микрофона. Из своего музыкального опыта скажу, что причин всегда несколько и они взаимно дополняют картину.
Как бороться с обратной связью микрофона?
Для избежания обратной связи микрофона во время репетиций необходимо принять ряд мер и использовать специальные приборы и приемы. Вот несколько рабочих советов, как это сделать:
1)Грамотно расставить акустические системы и микрофоны. Разместите микрофоны и акустические системы таким образом, чтобы избежать перекрестного попадания звукового сигнала друг в друга и снизить вероятность обратной связи.
2)Определить проблемные частоты, на которых ˶заводится˝ микрофон. Обычно это спектр в районе 2000-6000 Гц. Для поиска проблемных частот воспользуйтесь такими программами как RTA Pro или аналогами.
3)Использовать микрофоны с кардиоидной диаграммой направленности. Эти микрофоны имеют узкую направленность, что позволяет снизить шум и вероятность обратной связи. Из личного опыта могу сказать, что для этого хорошо подходят SM57-LCE, SM58-LCE, SENNHEISER E 835, AKG P5S.
4)Поставить микрофон в оптимальной точке помещения, где обратная связь минимальна. Она ищется эмпирическим путем. Почти всегда это в стороне от мониторной системы, но никогда не напротив или близко от нее. В этом вопросе нужно попробовать разные варианты и найти оптимальный.
5)Использовать эквалайзеры и звуковые процессоры. С помощью эквалайзеров можно вырезать проблемные частоты звука фильтром и снизить риск появления обратной связи. Звуковые процессоры также могут помочь улучшить качество звука и предотвратить обратную связь.
6)Обязательно проводить регулярную звуковую настройку всего оборудования перед репетицией. Проверьте все звуковое оборудование, произведите настройку уровней звука и эквалайзеров, микрофона, чтобы убедиться, что все работает как надо и без сбоев.
Оборудование и решения, которые помогут в предотвращении обратной связи
*Акустические экраны или изоляционные панели, которые помогают зонально направлять звук и предотвращают его отражение в микрофон. Это делается изначально на стадии обустройства студии.
* Графические или параметрические эквалайзеры, которые позволяют настраивать уровни частот и устранять проблемные области звукового спектра, вызывающие обратную связь.
*Feedback destroyer\feedback eliminator – прибор, который автоматически подавляет нежелательный шум и фоновые звуки, что также помогает предотвратить обратную связь, сохранив при этом высокий уровень чувствительности и громкости микрофона.
Избежать обратной связи полностью подчас сложно ввиду разных условий репетиций и обилия звукового оборудования. Детальное изучение настроек оборудования, использование специализированных приборов и соблюдение основных принципов звуковой изоляции, создание собственных эмпирических звуковых схем помогут значительно улучшить ситуацию и обеспечить более качественную звуковую передачу вокала во время репетиций и выступлений.