Выбор микрофона, а точнее группы микрофонных приборов для проведения звукозаписи – один из важнейших этапов в организации своей студии. Неважно будь это домашний вариант или отдельное помещение. Хочу поделиться собственным опытом, ошибками, которые накопил за 14 лет активной звукозаписи и развеять ряд мифов по теме какие лучшие микрофоны для записи. Дорого и фирменно не всегда хорошо, особенно если звукорежиссёр плохо понимает, что к чему и как работает. Выбор микрофона должен опираться на практические знания и конкретные задачи.
Микрофоны для студии звукозаписи: виды, различия
Если вы пишите живую музыку, и в частности метал, то для достижения результата понадобятся несколько микрофонов разных видов. Нельзя записать все одним микрофоном, хотя и есть такие удачные примеры как Shure SM-57. Микрофоны отличаются динамическими данными, диапазоном работы, чувствительностью. Это сказывается на записи. Существует две большие группы микрофонов:
Динамические. Наиболее широкая и востребованная категория микрофонов, особенно для организации концертов. Они же используются преимущественно для записи всех инструментов и иногда даже вокала. Их сильными сторонами являются устойчивость к высоким и интенсивным звуковым нагрузкам, например, звуки барабанов. Также они обладают пониженной чувствительность, поэтому улавливают меньше посторонних шумов и звуков, что крайне важно при записи той же гитары. Ряд динамических микрофонов, например, Shure SM-57 обладает выраженной направленностью действия, что позволяет им снимать звуковой сигнал только в указанном направлении, а не по сторонам. Это крайне важно, когда в помещении плохая акустика или выраженная реверберация из-за отсутствия изоляции или мебели. Направив, такой микрофон, например, в сторону комбоусилилителя и рабочего барабана возможно точно и полно снять нужный звук без сопутствующих звуковых дополнений, которые несут больше шума и звуковых искажений нежели полезного сигнала.
Конденсаторные. Используются преимущественно для записи вокала, голоса. Обладают высоким уровнем чувствительности и расширенным динамическим диапазоном для детального снятия голоса с максимальным сохранением его параметров: тембр, сила, чистота, глубина. Здесь есть ряд минусов: необходимость фантомного питания, которое подается через звуковую карту или микшер. Это значит, что придётся покупать еще минимум одно устройство. В противном случае микрофон не будет работать. Второе – очень бережное отношение к прибору. Даже несильный удар по корпусу, попадание влаги или хранение в месте, где присутствуют перепады температур почти всегда приводят к порче микрофона и выходу его из строя.
Сколько микрофонов должно быть в студии?
Минимум четыре. Один вокальный и три инструментальных. Получается, что один конденсаторный и три динамических, причем один динамический микрофон лучше держать подороже и универсальный для решения разных задач. Здесь на самом деле много микрофонов нужно для записи ударных. Как минимум их должно быть три. Один на тарелки, один на бас бочку и один на рабочий барабан и томы. Этого вполне достаточно, чтобы нормально записать барабаны, если грамотно расставить микрофоны в пространстве. Хотя кто-то поспорит и скажет, что на барабаны нужно 4-5, а то и 8 микрофонов. Проверено на личном опыте, что и тремя микрофонами можно полноценно записать ударную установку. Гитары и бас пишутся одним, либо двумя динамическими микрофонами с комбика или с окружающего пространства. Итого четыре микрофона суммарно понадобятся для проведения полноценной звукозаписи в студии. Это минимум, а дальше смотрим по ситуации.
На что обращать внимание при выборе микрофона в студию?
Рабочие частоты. Они должны быть разными, чтобы соответствовать разным инструментам. Например, для баса и бас-бочки важен нижний диапазон 30-60 Гц, для гитары важны средние и высокие частоты – 1500-2000 Гц, для вокала важны высокие частоты – 5000-8000 Гц. Очевидно, что нужно изучить в паспорте технические характеристики микрофона, частотный диапазон и подбирать его под конкретные задачи. Идеальный вариант – 20-20 000 Гц, но он будет стоить дороже. Стандартные вариации большинства микрофонов составляют 40-15 000 Гц. Рекомендую взять один микрофон динамический подороже и с малым порогом низких частот начиная от 20-30 Гц, один динамический микрофон стандартного типа с диапазоном частот 40-15 000 Гц, и еще один динамический с достаточными верхними частотами на уровне 16 000 -18 000 Гц и более.
Чувствительность. Параметр, который описывает соотношение между величиной напряжения на выходе микрофона и величиной звукового давления на входе микрофона. Проще говоря чувствительность определяет насколько будет усилен сигнал, поступающий в микрофон. Этот параметр обозначается в дБ. Чем ближе к нулю чувствительность микрофона, тем выше способность улавливать прибором слабый звук и усиливать его. Для студийной работы оптимально брать микрофоны в высоким уровнем чувствительности, для живых выступлений – наоборот малочувствительные.
Направленность. Параметр ответственный за широту зоны работы микрофона. Направленность напрямую зависит от формы капсулы микрофона. Направленность также влияет на такие характеристики как подавление шума, оптимальное расстояние до источника сигнала. Микрофоны согласно направленности, могут быть кардиодные, суперкардиодные, гиперкардиодные, полукардиодные, восьмерчатые. Рекомендую обращать внимание на первые два вида, они используются в звукозаписи чаще всего благодаря удобному углу восприятию сигнала равному 110-130 °, хорошему отсечению шумов, возможности работы одновременно с несколькими источниками сигнала.
Какие микрофоны для студии использую я?
Мой базовый звукозаписывающий набор микрофонов включает:
Wharfedale 808s – бюджетный и достойный микрофон, которым я пишу электрогитару, тарелки барабанов.
Shure SM-57 – классика для любой студии. Тот самый универсальный и практичный микрофон, которым можно записать практически любые инструменты. Я использую его для записи бас гитары, рабочего барабана, бас-бочки, соло гитары.
Neewer NW-700 – бюджетный конденсаторный микрофон, который идеален под гроулинг. Очень точно передает тембр и глубину голоса. Попал ко мне случайно и стал настоящей находкой.
Behringer XM8500 – бюджетный динамический микрофон широкого профиля использования, который подходит для записи вокала, инструментов. Я использую его для записи гитары и соло-гитары.
Для меня выбор микрофона – это не погоня за фирмой и оригинальными игрушками. Я не склонен покупать дорогие фантики ради бренда и псевдо крутого звука, поэтому в моем наборе нет микрофонов AKG, Sennheiser, Октава, Союз и прочих представителей элитного микрофонного класса. Умение слышать, экспериментировать и использовать разные схемы звукозаписи очень помогает достичь приемлемого результата используя стандартное и недорогое оборудование.
Заключение
Выбор микрофона опирается на цели, которые преследует звукорежиссёр. Здесь не может быть единых и одинаково хорошо работающих для всех решений. Начинайте с доступных предложений, чтобы посмотреть, как и что работает. Я перед покупкой микрофона смотрел его в действии в других студиях в живых условиях. Не стесняйтесь задавать вопросы более опытным коллегам по поводу эксплуатации тех или иных моделей микрофонов. Еще важно не забывать про такой момент как коммутация и настройка оборудования. К микрофону обязательно нужен микшер хотя бы на 4-5 каналов и хорошая звуковая карта с параметрами не ниже 24 бит и 48 кГц, фантомным питанием.